Профессиональное самоопределение старшеклассников

Вам предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою. Сделать обоснованный, правильный выбор профессии – это значит выбрать работу которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, может быть доступной и посильной в будущем; в-третьих – нужна людям, обществу. В вашем выборе должны соединяться и ужиться три базовых фактора:
«Я хочу», «Я могу», «Я надо».
«Хочу» — это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» — это человеческие возможности (физиологические, психологические, образовательные ресурсы личности)
«Надо» — это потребности рынка труда в кадрах, обязанности человека перед обществом, людьми, семьей.
Выбор профессии — это задача на оптимальное (лучшее в данных условиях) решение, причём задача со многимим недостающими. а иногда — приближенными, неверными данными. Поэтому не исключены ошибки, неудачи. Но чем серьезнее вы бедете относиться к задаче, тем меньше будет вероятность ошибок, тем скорее вы достигните цели.
Первое, что надо решить — какой путь избрать после 9 класса: продолжить общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше действует фактор «надо».
В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
— социальный заказ, положение на рынке труда;
— уровень материального обеспечения семьи;
— возможности получения помощи в обучении;
— условия оплаты труда в данной сфере;
— местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
Вторая часть задачи — выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел «Я хочу». Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора — учесть свои возможности «Я могу»:
— интересы, склонности;
— успехи в учебе и потенциальные возможности;
— свои сильные и слабые стороны;
— состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я хочу»: оно должно быть адекватно «Я могу» и учитывать требования социальной среды «Я надо».
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
— знаниях о мире профессий;
— знаниях о выбираемой конкретной профессии;
— изучении своих интересов;
— изучении своих способностей;
— знании своих сильных и слабых качеств;
— состоянии своего здоровья;
— учете материальных условий семьи;
— учете ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение — сложный и длительный процесс, иногда растягивающийся на длительное время. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.