Инклюзивное образование. Доступная среда.

Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами

Показатель Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидами
Нормативное обеспечение
Локальные нормативные акты Адаптированная основная   общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Утверждена Приказом № 328 от «24» августа 2017 года

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)

Утверждена Приказом № 2 от «24» августа 2017 года

Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Охтеурская ОСШ». утверждено приказом №17 от 27.08.2013г.

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. утверждено приказом №328 от 24.08.2017г.

Положение об  индивидуальном обучении  обучающихся, утверждено  приказом №17 от 27.08.2013г..

Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции Приказ № 9 о/д от 25.08.2017 г. «Об организации индивидуального обучения на дому»

Приказ № 329 / 1 о/д от 20.08.2017 г. «Об организации обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья в 2017-2018 учебном году».

Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими структурными подразделениями (административно-хозяйственное управление, библиотека, методический совет школы)

Назначено должностное лицо, ответственное за координацию деятельности по обеспечению условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья: заместитель директор по учебной работе.

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления и обучения.( специалист по кадрам)
Реализация требования к доступности зданий и сооружений образовательных организаций и безопасного в них нахождения
Обеспечение доступности прилегающей  территории, входных путей, путей перемещения внутри здания «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры» Утвержден «22» августа 2014 года.

 

Оборудование  специальных мест в классах  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов В МБОУ «Охтеурская ОСШ» обучающихся, нуждающихся в оборудовании специальных мест для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

— ребенок- инвалид (слабослышащий):  1 парта в учебном кабинете, наличие ЗУА индивидуального пользования.

Кадровое обеспечение
Наличие специалистов  для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
  • Заместитель директора по учебной работе;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • методист школы;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • медицинский работник;
  • классные руководители;
  • учителя.
Дополнительная подготовка педагогических работников В МБОУ «Охтеурская ОСШ» имеется план повышения квалификации педагогических работников по организации обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. ( 6 педагогов прошли курсовую переподготовку.)
Информационная открытость
Обеспечение информационной открытости  образовательной организации для детей-инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Имеется версия сайта для слабовидящих.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса МБОУ «Охтеурская ОСШ» располагает современной материально-технической базой, отвечающей требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов пожарной безопасности.

Материально-технические условия реализации АООП обеспечивают:

 возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП; соблюдение:

 санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

 санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

 социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, и т.д.);

 пожарной и электробезопасности;

 требований охраны труда;

 своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

Материально-техническая база школы соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

 участку (территории) образовательного учреждения (площадь, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);

 зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, для активной деятельности, отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);

 помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон)  помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

 помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, иностранными языками, спортивному залу, игровому и спортивному оборудованию;

 мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;  расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). Учреждение самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств обеспечивает оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

 создания и использования информации;

 получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

 проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений, цифрового (электронного) и традиционного измерения;

 наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт;

 создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

 обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

 проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

 исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

 физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

 планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

 размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

 проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;  организации отдыха и питания.

Образовательная деятельность обеспечена мультимедийными средствами, оргтехникой, техническими средствами для проведения вебинаров.

Проектор (3 штуки), экран (2 штуки), микрофон (3
штуки), компьютер (ауд. № 6 – 11 штук; ауд. № 8 –
11 штук; ауд. № 11 – 8 штук), лингафонный кабинет,
каждое рабочее место подключено к сети Internet;
телевизор, музыкальный центр; магнитная доска,
демонстрационная доска; принтер

 

Программные и технические средства для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) (вариант 7.1.)  Утверждена Приказом №328 от «24» августа 2017 года

Адаптированная основная обще образовательная программа образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) (вариант .1.)  Утверждена  Приказом № 2 от «24» августа 2017 года

Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в классном коллективе. Имеются методические рекомендации педагогам по работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья Библиотека располагает учебниками и учебными пособиями, представленными на электронных носителях.
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов Обучающиеся с ОВЗ обучаются по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов.

При составлении индивидуального плана обучения предусмотрены  различные варианты проведения занятий: в общеобразовательном классе, при необходимости индивидуально и на дому, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся.

Организационно-педагогическое сопровождение (далее — ОПС) обучающихся детей-инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает контроль над освоением образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком графиком. ОПС включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций, контроль по результатам текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации).

Психолого-педагогическое сопровождение (далее — ППС) при необходимости оказывается детям-инвалидам и лицам с ОВЗ, испытывающим сложности в усвоении учебного материала, и/или в установлении межличностных взаимодействий с педагогами и/или обучающимися в процессе обучения. ППС предусматривает:

— проведение семинаров для педагогов и сотрудников, работающих с данным контингентом обучающихся;

— индивидуальное консультирование обучающихся детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социальное сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательной деятельности, в том числе:

— создание условий для успешной адаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ к процессу обучения;

— социальную поддержку детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, включая решение бытовых проблем, предоставление услуг медицинского кабинета, санаторно-профилактического отдыха согласно действующего законодательства;

— создание в образовательном учреждении толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

— назначение тьюторов по сопровождению детей с ОВЗ

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ «Охтеурская ОСШ» созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для оказания первичной медико-санитарной помощи функционирует медицинский кабинет, осуществляется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ «Охтеурская ОСШ» созданы необходимые условия для организации питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует столовая, обеспечивающая горячее питание обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания.