Об организации обучения граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее – Департамент) рекомендует применять Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, направленные письмом от 4 апреля 2022 г. № 03-442 (далее – Методические рекомендации), для организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом
и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств.
Департамент обращает внимание на положения пункта «Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины» памятки для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины.
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.
В связи с тем, что образовательные стандарты иностранных государств отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории иностранных государств, провести промежуточную аттестацию, на основании которой организовать обучение по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП), в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. ИУП формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения. Построение ИУП, процедура перевода на обучение по ИУП, организация обучения на ИУП и процедура его разработки описаны в методических рекомендациях по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5 – 11-х классов по индивидуальному учебному плану. Дополнительно Департамент информирует, что Российская Федерация на основании международных соглашений признает документы об образовании ряда зарубежных стран. Международные соглашения признают эквивалентными документы, которые выдаются после окончания определенного уровня образования. Поэтому образовательной организации рекомендуется уточнить, есть ли со страной, в которой обучался ребенок, международное соглашение, и в случае его наличия, соотнести выданный
документ, переведённый на русский язык, с российским аналогом для организации обучения на уровне среднего общего образования.
Кроме того, процедура признания образования, полученного в иностранном государстве, регламентируется статьей 107 Федерального закона № 273-ФЗ5. Департамент обращает внимание на необходимость обеспечения
возможности пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в соответствии с особенностями проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи
с недружественными действиями иностранных государств.